вРаскрутка и SEO

Введение в юзабилити

Vvedenie v yuzabiliti

Мне не нравится когда пытаются выдумать сложные и заумные определения юзабилити (usability), потому что, на самом деле определение очень простое. Юзабилити это удобство и простота использования чего-либо. Юзабилити это концепция комфорта и предельной ясности. Юзабилити делает нашу жизнь проще и приятнее, поэтому оно и заслуживает внимания.

Меня интересует, в первую очередь, юзабилити веб-сайтов и веб-приложений (данный блог именно об этом) и то влияние которое оно может оказывать на эффективность сайта. Кстати, как мне кажется, многие веб-мастера недооценивают влияние юзабилити на успешность сайта. Они концентрируются на контенте, внутренней оптимизации, на покупке ссылок и пр, полностью или частично игнорируя дизайн и юзабилити (особенно последнее), а ведь конверсия определяется и этими факторами в том числе.

Конечно, содержимое сайта важнее. С этим не поспоришь! Но, достаточно последить за собой чтобы убедиться в том, что на неудобных и кривых сайтах, мы обычно долго не задерживаемся, какой-бы контент они не содержали. Человек «встречает по одежке», поэтому если ему точно не известно что определенный сайт заслуживает внимания (например, он пришел на него с поисковой системы или забрел случайно), если ему сразу не понравится «одежка», он может тут же развернуться и уйти. В Интернете много сайтов.

Поэтому, неважно что вы делаете – персональный блог, новостной портал или интернет-магазин. Нужно помнить что благодаря поисковой и социальной оптимизации можно притащить посетителя на сайт, а на сколько он там задержится и «сконвертится» (совершит какие-то действия на сайте), зависит не только от качества содержимого, но и от того на сколько удобен, приятен и понятен сайт. От того какое впечатление он создает.

У юзабилити есть свои основы, столпы на котором оно держится. Якоб Нильсен, например, определяет юзабилити, как понятие качественное. При этом он выделяет следующие базовые качества:

Простота понимания (ясность)

Эффективность

Запоминаемость

Валидность

Удовлетворенность

Давайте о каждом качестве подробнее:

Простота понимания (ясность)

Определяет на сколько легко новому пользователю разобраться в сайте и его функционале. Ведь по сути, сайт, это приложение, которым еще нужно научиться пользоваться и понять где что лежит и как взять. Как пример, вчера на одном из сайтов я 20 минут не мог найти кнопку «Download», а бываю такие сайты где вообще без бутылки не разбираешься! Если проблем с пониманием нет – бал в пользу того что сайт является юзабильным.

Эффективность

Определяет насколько быстро пользователь зная как что работает (п.1) может выполнить какое-то действие. Например, на сколько быстро и просто вы можете оформить заказ в интернет-магазине, или возвращаясь к уже приведенному мною примеру, сколько времени и сил (и нервов) нужно на то чтобы найти и скачать злосчастное приложение.

Запоминаемость

Запоминаемость, это еще одно подтверждение простоты и ясности. Нужно ли вам после длительного перерыва вспоминать как что работает на сайте или разбираться заново? Если нужно – «запоминаемость» плохая.

Валидность

Чаще это переводят как «ошибки» или «количество ошибок», я назвал «валидность», мне показалось так красивее. Здесь имеется в виду, как часто, пользуя интерфейс пользователи ошибаются и идут по ложному следу, в поисках нужной ему страницы, документа или чего-то еще. Тут же имеются в виду и ошибки другого плана – чисто технические.

Удовлетворенность

Насколько пользователь остается доволен дизайном и структурой сайта?

Т.е., если сложить все вместе получится следующий рецепт: юзабильный сайт это тот который с самого начала предельно понятен пользователю, позволяет ему быстро и легко получать то чего он хочет с наименьшим количеством неправильных действий (и действий вообще). При этом пользователь должен остаться довольным и счастливым. Вот такой простой рецепт. С самыми основами разобрались, будем двигаться дальше!

Похожие посты